20 лет назад в посёлке Локоть Брасовского района Брянской области зубной врач Наталья Николаевна Мурашкина пришла в поселковый универмаг за покупками. В одном из отделов магазина ее взгляд упал на небрежно лежащий календарь-плакат с изображением любимой иконы Божией Матери «Умиление». «Да не обращайте внимания, он просроченный, все равно выбрасывать», - отмахнулась продавщица. Наталья уже пошла дальше, но неспокойно было у неё на сердце. Лик Матери Божией на Ее иконе - пусть это и простой лист бумаги, просроченный календарь, - выбросят... Она вернулась и купила этот календарь. Принесла домой, отрезала численник, а икону повесила на стену. Не подозревая, что этот поступок изменит всю ее - и не только ее! - жизнь.
2 ноября 1998 года икона вдруг заблагоухала и замироточила. Из тонкого бумажного листа проступало чудесное миро, оно текло по смиренному лику Пресвятой Богородицы!
Сильно разволновавшись, Наталья решила сообщить об этом правящему архиерею - тогда Брянской епархией управлял архиепископ Мелхиседек (Лебедев). В таком виде (прикрепленной канцелярским скотчем к стене) было неловко показывать икону владыке Мелхиседеку. Решили поместить её в рамочку.
А когда сняли со стены, то увидели, что на обратной стороне иконы проявился образ Богородицы, только уже нерукотворный.
Приехав в дом Мурашкиной, владыка Мелхиседек взял икону - и миро заструилось по его рукам. «Сколько раз я был в Иерусалиме и на Афоне, но нигде не видел таких чудес! - воскликнул владыка. - Наверное, на Небесах нам хотят что-то этим чудом сказать». И Архиепископ Мелхиседек благословил оставить икону в доме и построить для нее часовню. Часовню из белого кирпича на свои средства семья Натальи Николаевны построила.
Впоследствии икону повезли на поклонение в Снетогорский женский монастырь, перед нею трое суток молился духовник обители архимандрит Гермоген (Муртазов).
И сказал так: «Этой иконе Господь дал особые, сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Безплодные женщины, помолившись перед этой иконой, будут рожать здоровых детей. Она будет исцелять раковых больных, помогать находить без вести пропавших людей, и не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верою к ней обращаться». В 2003 году икона получила всероссийскую известность. Это был год, когда Русская Православная Церковь отмечала 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского. И в рамках этих торжеств готовился пеший крестный ход из Курска в Дивеево. Тогда схимитрополит Ювеналий, Курский и Рыльский, пригласил эту икону для участия в крестном ходе.
Нас сопровождало мироточение всех икон, участвовавших в крестном ходе, как главных, так и самых маленьких бумажных, которые крестоходцы несли на своей груди. Наш дух укрепляли радуги разной формы в безоблачном небе, кресты из облаков. Все чудесные явления, происходившие на крестном ходе, письменно засвидетельствованы настоятелями храмов по пути его следования.
Было мироточение храмовых икон. Это выглядело так: когда крестный ход входил в храм, и батюшки начинали служить молебен, тут же начинали мироточить все иконы и в храме, и в алтаре.
Миро с икон и фресок текло на стены, со стен на пол, глядя на это чудо, было такое впечатление, что кто-то вошёл и невидимой рукой вылил здесь огромное количество миро. Благоухание его ощущалось в радиусе полкилометра.
И так было на всём протяжении пути крестного хода. Таких чудес - а побывал я во множестве крестных ходов - не было больше никогда. Только 2003 год подарил нам такое духовное чудо!
Особенно запомнился Сапожок Рязанской епархии. В этом населенном пункте имеется источник с купелью. Над ней построена часовня. И когда прочитали здесь акафист Матери Божией, в часовне замироточила её бумажная литография иконы «Умиление».
Миро источалось в таком количестве, что оно полностью покрыло воду в купели. Искупавшись в купели и в миро, участники крестного хода долгое время ходили благоухающие, волосы легко впитали этот неземной запах. По завершению Крестного хода нас в Дивеево разместили в одном из палаточных лагерей. Их было несколько, ведь тогда сюда на торжества приехало более 100 тысяч человек. Основные торжества проходили не здесь, а в Сарове, закрытом городе атомщиков.
В 2003 году город Саров был избран центром торжеств. Туда приехали представители всех Православных Церквей со всего мира, в том числе патриарх Сербский Павел.
Присутствовал президент России Владимир Владимирович Путин.
Конечно, никто из нас даже не мечтал туда попасть... Но в ночь накануне основных торжеств в наш палаточный лагерь приехал архиерей из оргкомитета.
Он расспросил нас о мироточивой иконе «Умиление», а затем передал нам распоряжение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, чтобы икону Божией Матери «Умиление» доставили в город Саров. На наш вопрос «почему?», ответил так: «А разве вы не знаете, что завтрашний крестный ход еще при жизни предсказал преподобный Серафим Саровский. И говорил так: "Придет время, и пойдет крестный ход из Сарова в Дивеево, народу будет как колосьев в поле, а впереди будут нести чудотворную икону"».
Почему Святейший выбрал именно нашу икону, мы не знаем до сих пор. Нам не известно, какое было ему откровение.
В 30-е годы прошлого века, после разгрома Дивеевского монастыря, монахини спасли икону Божией Матери «Умиление», и долгие годы она передавалась от одного хранителя к другому. После смерти последнего хранителя икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Он оставил икону в домовом Патриаршем храме. И теперь эту икону выносят на поклонение только один день в году, Великим постом, на Похвалу Пресвятой Богородицы, в Елоховском соборе в Москве.
Поэтому этот образ даже в России мало кто видел, ведь не каждый может в этот день приехать в Москву.
Для Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря был изготовлен список иконы, который теперь тоже почитается как чудотворный. Икона, которую мы привезли, также является её копией.
Для этого исторического крестного хода Патриарх мог бы взять оригинал иконы «Умиление», которая хранится в домовом патриаршем храме. А мог бы взять дивеевский список с неё, но Святейший выбрал доселе совершенно никому не известную литографию, которая пришла в Дивеево Курским крестным ходом с Царской земли. Так или иначе, но именно на этой иконе исполнилось пророчество преподобного Серафима Саровского, и теперь мы можем утверждать, что явление этой иконы предсказал сам батюшка Серафим. И, конечно, теперь, глядя на неё, кто может подумать, что когда-то это был всего лишь обыкновенный бумажный календарь...
С нами тогда случилась еще одна нечаянная радость. Икону сразу увезли в Саров. А за ночь сотрудники госбезопасности выдали разрешение тридцати участникам нашего Крестного хода, и нас привезли в Саров. После Патриаршей службы начался Крестный ход из Сарова в Дивеево. Раку с мощами в самом начале Крестного хода понесли двенадцать Архиереев. Рака тяжелая, серебряная, 240 килограммов. Дальше Архиереи должны были передать раку специально отобранным монахам.
Но эти монахи по какой-то причине в Саров не попали. Оказалось, что мощи некому нести. И братия нашего курского Крестного хода несла из Сарова мощи Серафима Саровского. И это тоже было большое чудо. А людей в том предсказанном Крестном ходе из Сарова в Дивеево и правда было, как колосьев в поле, - не счесть. Перед началом крестного хода хранительница иконы Наталья Николаевна решила сделать для иконы дорогую ризу. Неординарную, как и сама эта икона. Чтобы почтить Матерь Божию за Её милость. Сейчас икона одета в красивые и дорогие ризы.
Весь крестный ход в 2003 году из Курска в Дивеево икона прошла в обыкновенном простом киоте без ризы. И ризу на этот нерукотворный образ привезли только 31 июля и надели её на икону как раз в ночь накануне основных торжеств, когда, по благословению Патриарха, икона была доставлена в Саров.
История создания ризы на икону удивительна и требует особого рассказа.
Собрав, сколько смогли, денег, мы приехали в Софрино. Но когда вышел мастер и увидел эту литографию... он лишь снисходительно улыбнулся и сказал: «А вы понимаете, куда вы вообще приехали? Мы ведь делаем ризы на старинные ценные иконы! Мы выполняем заказы самого Патриарха. А вы что привезли? Ну подумаешь, мироточит! Знаете ли, у нас, бывает, и софринские иконы мироточат, нас трудно удивить мироточением. Рекомендуем вам обратиться в мастерскую рангом пониже. Ну, впрочем, если вы так уж хотите, чтобы именно мы изготовили ризу, то это будет стоить...». И была названа такая сумма, что если бы даже Наталья продала свой дом, то и этих денег вместе с собранными раньше средствами вряд ли хватило бы.
Но когда была озвучена эта цифра, икона вдруг засияла изнутри дивным светом. Она переливалась всеми цветами радуги. И Матерь Божия на иконе открыла очи. Посмотреть на это чудо сбежались все работники комбината «Софрино» - а это огромное производство. И работа в комбинате остановилась.
Прибежал и заместитель директора комбината, распорядился: немедленно унесите эту икону ко мне в кабинет, вы срываете заказ Патриарха! (Это происходило накануне празднования 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия II). Икону унесли в кабинет, но люди все равно стали туда по одному просачиваться, чтобы хоть глянуть на это чудо. И один из мастеров предложил: «Я вам пожертвую материалы для ризы», другой - передал камни для украшения. И совершенно безплатно взялся изготовить ризу, пока лишь на одну сторону иконы. Икону оставили у него. Наталья вернулась домой.
А через три дня ей позвонил мастер, сказав, что в Православной Церкви существуют очень жесткие каноны. Они касаются и изготовления риз на иконы. И если делаются ризы для иконы Божией Матери, где нет Богомладенца либо Спасителя, то используются для украшения камни Богородичных цветов - белого и голубого. А когда делаются ризы для иконы, где присутствует Богомладенец или Спаситель, используются рубины. И экспертный совет принял решение, что по канонам на ризу для нерукотворного образа необходимо использовать рубины.
Наталья из его слов ничего не поняла. Он повторил вновь. И опять она не уразумела, к чему он это говорит, ведь на иконе Матерь Божия одна. И тогда мастер задал прямой вопрос: «А РАЗВЕ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО НА НЕРУКОТВОРНОМ ОБРАЗЕ КРОМЕ ЛИКА МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПРИСУТСТВУЕТ ЕЩЕ И ОБРАЗ ХРИСТА?».
Об этом она слышала впервые. Мастер посоветовал ей положить на стол фотографическое изображение нерукотворного образа, обойти вокруг и посмотреть на изображение ещё раз. И только сделав это, она поняла, о чем говорит мастер. Этот образ мы все прекрасно знаем по Туринской плащанице: это образ Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа. Сделанную им красивую ризу привезли в Дивеево, в палаточный городок 31 июля. На следующий день икона уже была в Сарове одетой в ризу. В праздничном крестном ходе Саров-Дивеево, в серебряной раке несли святые мощи Батюшки Серафима, и мироточивая икона «Умиление» шла вместе с людьми серебряно-сияющей. И когда Крестный ход под звон колоколов вошел в Дивеево, кто-то громко ахнул, указывая на небо. Солнце играло, переливаясь разными цветами. Было первое августа - и на душе была Пасха!
Спустя два года риза была изготовлена и на другую сторону: к Крестному ходу «Москва - Минск - Киев».Как-то к нам приехала из Санкт-Петербурга очень известная художница-иконописец, чтобы первой написать список этой иконы. Но увидев нерукотворный образ, она сказала: «Я не смогу это воспроизвести! И никто не сможет. Мы работаем кистью, но самый тонкий мазок будет слишком грубым. Ведь этот образ написан светотенью. И ни одному земному художнику, иконописцу такое неподвластно. Как не может земной человек мертвое сделать живым».
Нельзя сказать, что этот образ написан миром. Мы ведь пробовали провести такой «следственный эксперимент». Брали икону с белой обратной стороной и капали на нее миром.
А бумага гигроскопична, и миро пропитывает бумагу насквозь, пятно начинает расплываться, пока вся бумага не становится мокрой от мира. Когда Матерь Божия изобразила этот образ, то вокруг него бумага оставалась белой, только по краям были темные пятна от мира. Но этот снимок был сделан много лет назад.
Сама икона для государства не представляет ценности, поскольку это обыкновенная бумага, но ценность представляет риза, сделанная весьма искусно. И когда мы вывозим икону за рубеж, то оформляем в Министерстве культуры разрешение на вывоз из-за ризы.
Периодически в ризу вносятся некоторые изменения. Так как эта работа авторская, то и изменения может вносить только мастер. И мы изредка эту икону возим в Софрино. Когда побывали там в очередной раз, сняв ризу увидели: сейчас по краям белой бумаги уже нет, она полностью пропитана миром. Но один сантиметр по периметру этого образа остаётся не пропитанным. Матерь Божия не даёт миру сомкнуться, чтобы поглотить этот образ.
Техника написания этого нерукотворного образа на обороте бумажной иконы нам неизвестна. Это для нас остаётся тайной, как и многое другое, что связано с этой иконой. И невозможно представить, как будет выглядеть список с этой иконы, если она когда-нибудь получит всероссийское прославление.
Святая Гора Афон / Άγιο Όρος Άθως / Mount Athos 🏔
#ayiooros @ayiooros #афон #святаягораафон #athos #mountathos #holymountain #aγιοoρος #греция